МБОУ "Лицей № 3"
Красноярский край, г. Норильск
  • Педагог-логопед

    Егорова Мария Владимировна.
    Учитель - логопед

    Последнее десятилетие в исследовательской и в медико-педагогической, лечебно-коррекционной и педагогической деятельности стала широко использоваться адаптивная саморегуляция (АС).  Суть метода АС состоит в том, что с помощью инструкций специалиста, релаксационных техник, диафрагмального дыхания, сигналов внешней обратной связи и поэтапно-усложняющихся речевых нагрузок человек (ребенок) вырабатывает у себя новые, здоровые навыки (динамические стереотипы) дыхания, артикуляции, голосообразования, речи и поведения.

    Показания к применению в лого-коррекционной работе:

    • Нарушения дыхания, речевого дыхания, голосообразования, речи и речевого поведения;
    • Нарушения темпа и ритма речи;
    • Наличие голосовых, артикуляторных, дыхательных судорог;
    • Развитие ВПФ (мышление, память, восприятие, воспроизведение) и волевых качеств;
    • Гиперактивность и дефицит внимания;
    • Наличие высокого психоэмоционального напряжения связанного с общением;
    • Купирование стресса, тревоги, страха;
    • Повышение стресс-устойчивости, адаптации, социализации 

    После проведения диагностики поводится обучение технике диафрагмального дыхания под субъективным контролем, а затем под контролем РСА (респираторно-синусовой аритмии) с помощью аппарата обратной биологической связи (БОС).

    Методика обучения диафрагмальному дыханию

    • вдоху
    • плавному выдоху
    • двух навыков
    • обучение

    Особенности:

    • от 7-8 лет обучение строится на основе информации с поверхности тела
    • от 12 лет обучение строится на основе внутрителесных ощущений

    Изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от фаз дыхательного цикла (увеличение на вдохе и уменьшение на выдохе) получило название респираторно-синусовой аритмии (РСА). Важно, что данный показатель служит объективным индикатором фаз дыхательного цикла, в том числе важной рабочей фазы голосо- и речеобразования – выдоха.

    Для коррекции нарушений речи используется режим «Лого».

    Все тренинговые программы компьютерной программы «Лого» можно условно разбить на 5 групп:

    1. Группа сюжетов, предназначенных для формирования и тренировки нового навыка диафрагмального дыхания способствует:

    • развитию мышечного чувства
    • формированию правильной биомеханики мышц тела
    • формированию навыков купирования вегетативных дисфункций, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения
    • формированию уверенного поведения, стрессоустойчивости
    • развитию памяти, внимания, восприятия, усидчивости, целеустремленности

    2. Группа сюжетов используется для формирования удлиненного, плавного выдоха, подготовки зрительного анализатора и поведения обучаемого к чтению текстов различной сложности - отличие от первой группы в том, что фиксируется фаза вдоха. Дает возможность тренировать: память, внимание, процессы восприятия и воспроизведения, познавательную, ассоциативную и понятийную сферу.

    3. Группа сюжетов – это режим «Чтение» - разработаны для поэтапного формирования, развития, корректировки, тренировки новых навыков артикуляции, фонации, речевого дыхания, дикции, свободной речи с использованием диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом

    4. Группа «Понятийное мышление» - разработаны для развития и тренировки у детей познавательной функции, понятийного мышления, логики, ассоциативного мышления, зрительного, пространственного восприятия цвета, объектов, образов. В основном применяется картинный материал.

    5. Режим «Речь» - предназначен для адаптации выработанных в процессе занятий новых динамических стереотипов дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, психоэмоционального и речевого поведения.

    Сеанс БОС

    Сеанс БОС 2

    Понятие школьной зрелости включает показания как физического, так и психического развития ребенка. Понятие готовности к обучению включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.     

    Школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, настроенность на занятия.

    Специфику готовности ребенка к усвоению грамоты составляют сложные процессы, которые формируются в ходе самого обучения чтению и письму. Для овладения письменной речью необходимы 2 основных условия: осознание своей речи и произвольное владение ею.

    Главная трудность при обучении родному языку заключается в том, что язык как особая система долгое время не существует для сознания ребенка. Ему надо перейти от непроизвольного пользования речью к произвольному, воспринять язык как особый предмет изучения.

    Для овладения письменной речью (чтением и письмом) имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения фонематического  развития и недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи могут отразиться на письме, чтении (различение звуков, понимание текста), математике (когда требуется понять содержание задач).

    Родители, также как и учителя, должны понимать, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и часто остаются незамеченными. Однако именно эти нарушения серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы. А дефекты звукопроизношения, при нормальном развитии фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, не влияют на успешность усвоения учебных программ.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie