Последнее десятилетие в исследовательской и в медико-педагогической, лечебно-коррекционной и педагогической деятельности стала широко использоваться адаптивная саморегуляция (АС). Суть метода АС состоит в том, что с помощью инструкций специалиста, релаксационных техник, диафрагмального дыхания, сигналов внешней обратной связи и поэтапно-усложняющихся речевых нагрузок человек (ребенок) вырабатывает у себя новые, здоровые навыки (динамические стереотипы) дыхания, артикуляции, голосообразования, речи и поведения.
Показания к применению в лого-коррекционной работе:
- Нарушения дыхания, речевого дыхания, голосообразования, речи и речевого поведения;
- Нарушения темпа и ритма речи;
- Наличие голосовых, артикуляторных, дыхательных судорог;
- Развитие ВПФ (мышление, память, восприятие, воспроизведение) и волевых качеств;
- Гиперактивность и дефицит внимания;
- Наличие высокого психоэмоционального напряжения связанного с общением;
- Купирование стресса, тревоги, страха;
- Повышение стресс-устойчивости, адаптации, социализации
После проведения диагностики поводится обучение технике диафрагмального дыхания под субъективным контролем, а затем под контролем РСА (респираторно-синусовой аритмии) с помощью аппарата обратной биологической связи (БОС).
Методика обучения диафрагмальному дыханию
- вдоху
- плавному выдоху
- двух навыков
- обучение
Особенности:
- от 7-8 лет обучение строится на основе информации с поверхности тела
- от 12 лет обучение строится на основе внутрителесных ощущений
Изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от фаз дыхательного цикла (увеличение на вдохе и уменьшение на выдохе) получило название респираторно-синусовой аритмии (РСА). Важно, что данный показатель служит объективным индикатором фаз дыхательного цикла, в том числе важной рабочей фазы голосо- и речеобразования – выдоха.
Для коррекции нарушений речи используется режим «Лого».
Все тренинговые программы компьютерной программы «Лого» можно условно разбить на 5 групп:
1. Группа сюжетов, предназначенных для формирования и тренировки нового навыка диафрагмального дыхания способствует:
- развитию мышечного чувства
- формированию правильной биомеханики мышц тела
- формированию навыков купирования вегетативных дисфункций, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения
- формированию уверенного поведения, стрессоустойчивости
- развитию памяти, внимания, восприятия, усидчивости, целеустремленности
2. Группа сюжетов используется для формирования удлиненного, плавного выдоха, подготовки зрительного анализатора и поведения обучаемого к чтению текстов различной сложности - отличие от первой группы в том, что фиксируется фаза вдоха. Дает возможность тренировать: память, внимание, процессы восприятия и воспроизведения, познавательную, ассоциативную и понятийную сферу.
3. Группа сюжетов – это режим «Чтение» - разработаны для поэтапного формирования, развития, корректировки, тренировки новых навыков артикуляции, фонации, речевого дыхания, дикции, свободной речи с использованием диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом
4. Группа «Понятийное мышление» - разработаны для развития и тренировки у детей познавательной функции, понятийного мышления, логики, ассоциативного мышления, зрительного, пространственного восприятия цвета, объектов, образов. В основном применяется картинный материал.
5. Режим «Речь» - предназначен для адаптации выработанных в процессе занятий новых динамических стереотипов дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, психоэмоционального и речевого поведения.